Геймдев лежит на стыке технологий и творчества, поэтому за каждой игрой стоит команда разноплановых специалистов. В небольших инди-студиях собираются от трех единомышленников, в игровых корпорациях работают сотни сотрудников. Чем крупнее команда и сложнее проект – тем больше требуется узких специалистов. Расскажем, какие профессии востребованы в геймдеве.
Геймдизайнер
Роль геймдизайнера в игровом проекте напоминает работу режиссера в кино. Это главный вдохновитель команды, его цель – сделать игру яркой, насыщенной, захватывающей.
Геймдизайнер первым включается в работу над проектом:
- Продумывает содержание, стиль, жанр, структуру, правила игры.
- Разрабатывает игровую механику, уровни, персонажей, графику и другие элементы.
- Планирует финансовую составляющую – источники инвестиций, способы продвижения и монетизации игры.
- Прописывает все детали в дизайн-документе.
В мини-студиях все задачи решает один человек. В крупных проектах работают геймдизайнеры узких специализаций:
- Системный – разрабатывает правила, отвечает за игровой баланс.
- Нарративный – передает сюжет через игровые механики, визуальные элементы, то есть доносит историю через действия.
- Левел-дизайнер – разрабатывает уровни, его задачи зависят от жанра и условий конкретной игры.
- Технический – настраивает данные на игровом движке, это геймдизайнер и программист в одном лице.
- UX-дизайнер – проектирует пользовательский интерфейс, чтобы доходчиво объяснить правила игры желательно без текста, через элементы интерфейса.
Геймдизайнер всегда на связи с остальными участниками проекта. Он составляет технические задания, следит за сроками и реализацией первоначального плана, отвечает за результат.
Главные предпосылки для успешного карьеры в геймдизайне: большой игровой опыт, коммуникативные навыки, грамотность письма и речи, умение доходчиво объяснять задачи участникам команды. Попробовать себя в роли геймдизайнера можно на бесплатном курсе «Как придумывать крутые игры».
Игровой сценарист
Специалист по драматургии игры и текстам. Он выстраивает сюжетную канву, придумывает историю, прописывает детали:
- характеры персонажей;
- диалоги;
- субтитры;
- сцены;
- конфликты и пути их разрешения;
- описания предметов, окружения и другие.
Затем объединяет все элементы в единый сюжет и пишет сценарий. В крупных проектах сценарист работает вместе с нарративным дизайнером. В мини студии сценарий чаще пишет геймдизайнер.
Игровой художник
Художник работает над визуальной составляющей игры по ТЗ геймдизайнера. В этой профессии порядка десяти ответвлений и специализаций.

Концепт-художник
Проектирует будущий визуальный контент. Создает эскизы персонажей, пейзажей, городской среды, интерьеров, предметов. Потом наброски попадают в руки других художников и превращаются в трехмерные модели, текстуры, анимации.

Концепт-художник всегда работает по техническому заданию геймдизайнера, визуализирует его идеи, предлагает свое видение. Он умеет рисовать от руки на бумаге, знает законы композиции и цвета, владеет 2D и 3D программами. Однако перед ним не стоит задачи прорисовки деталей. Главная цель – донести идею, передать характер, атмосферу, настроение.
У концептеров три специализации:
- Художник по персонажам занимается отрисовкой одушевленных объектов – людей, монстров, животных, киборгов, эльфов.
- Художник по окружению проектирует элементы локации игрового действия.
- Художник по предметам создает эскизы транспорта, техники, оружия.
Художник компьютерной графики
Специалист широкого профиля, который работает на стыке фотографии, 2D и 3D. Конкретные задачи зависят от специфики проекта и технического задания.
CG-художник создает:
- фотореалистичные рендеры;
- сложные коллажи;
- уникальные постеры, логотипы;
- промоматериалы для сайта компании, стримингов.
Графические художники востребованы в небольших студиях, где заменяют сразу несколько специалистов.
2D-художник
Специалист по двухмерным изображениям. Он прорабатывает детали эскизов и иллюстраций, подготовленные концепт-художником.
В 3D-играх рисует плоские элементы – иконки, картины, экраны и прочее. В студиях 2D-игр может отвечать за весь графический контент, от эскизов до анимационных кадров.
3D-моделлер

Специалист по моделированию преобразует двухмерные рисунки и эскизы в трехмерные объекты. В этом направлении 2 специализации:
- Hard surface – воссоздание неживых объектов. Например, транспорт, сооружений, оружия и прочее.
- Organic – моделирование биологических объектов. Например, людей, животных, растений.
Моделлер с технической точки зрения ничего не рисует. Он работает в программах 3D-моделлинга и как скульптор создает объемные модели виртуальными инструментами.
Художник по текстурам
Текстурщик воспроизводит визуальные свойства поверхностей объектов. Он разрабатывает текстуры, наносит их на изначально серые 3D-модели, наделяя цветом, рельефом, фактурой.
Текстурщик умеет воссоздавать глянцевые, матовые, шероховатые поверхности, может сымитировать кожу, дерево, металл, камень и другие материалы.
Художник по текстурам постоянно что-то фотографирует и собирает целые коллекции реальных поверхностей – коры деревьев, тканей, песчаного берега и прочее. Потом обрабатывает фото в программе и использует в своих проектах.
Риггер

Связующее звено моделлера и аниматора. Основная задача риггера – подготовить 3D-модель к анимации, чтобы сделать движения персонажа более реалистичными.
Риггер размещает внутри 3D-заготовки виртуальный скелет или риг – набор цифровых костей и суставов и оснащает его управляющими элементами. Потом аниматор управляет движениями, позами, мимикой персонажа, манипулируя отдельными костями.
Аниматор
Это художник, заставляющий статичную картинку двигаться. Он работает в связке с моделлером, риггером, а когда нужно синхронизировать мимику со звуком – с саунд-дизайнером.

Аниматор работает в двух направлениях:
- 2D-анимация – оживляет нарисованный элемент.
- 3D-анимация – приводит в движение трехмерную модель.
В игровых проектах чаще работают 3D-аниматоры:
- Оживляют персонажей, заставляя говорить и двигаться.
- Задают движение элементов окружения и предметов.
- Выстраивают взаимодействие героев в сценах.
Аниматор работает в специальных программах или на игровом движке. Кроме понимания принципов анимации он разбирается в графических технологиях и программировании.
VFX‐художник

Это специалист по визуальным эффектам, он воссоздает разрушения, разломы, взрывы, жидкости. Обычно художники этого направления выбирают узкую специализацию. Одни работают только с твердыми телами и симулируют разрушения, другие имитируют шерсть и волосы, третьи – жидкости и ткани.
Для моделирования физически достоверных эффектов VFX‐художник сначала делает расчеты. А для этого нужно хорошо знать математику и физику.
3D-дженералист
Мастер на все руки. Он разбирается во всех 3D-направлениях, но не настолько глубоко как узкие специалисты. Дженералист может работать на любом этапе: с нуля моделировать трехмерные объекты, подбирать текстуры, анимировать.
Дженералисты часто переходят на должность руководителя отдела художников, координируя их работу.
UI-художник
Рисует элементы пользовательского интерфейса, разработанные UX-дизайнером. Это кнопки, иконки, меню настроек, окна, шрифты. Главная цель специалиста – улучшить игровой опыт геймера.
UI-художник понимает логику поведения игрока. Умеет выбрать стиль и цвет элементов интерфейса, чтобы они соответствовали сеттингу, не мешали играть, но оставались заметными.
Звуковой дизайнер
Звук вовлекает в игру не меньше, чем графика и визуальные эффекты. В больших командах работают несколько специалистов:
- Саунд-дизайнер добывает звуки: ищет на стоках, заказывает в студиях или записывает сам.
- Музыкальный саунд-дизайнер подбирает и комбинирует тембры на синтезаторе.
- Технический саунд-дизайнер создает аудио коллекции, соединяет звуки в правильной последовательности, имплементирует их в игру, создает звуковые системы в игровом движке.
Иногда в проект приглашают композитора, а для озвучки персонажей нанимают актеров. Они проговаривают реплики, диалоги, написанные сценаристом.
В проектах с ограниченным бюджетом звуковые дизайнеры редко работают в штате, их привлекают из аутсорсинг-компаний или нанимают фрилансеров.
Игровой программист

Разработчик-программист переносит все задумки геймдизайнера в программный код и отвечает за работоспособность игры, которую геймер видит на своем экране.
Чаще игры создают с помощью готовых игровых движков. Самые популярные из них:
- Unity и язык C#
- Unreal Engine и язык С++
Однако существует масса других программ и конструкторов, а крупные игровые компании сами разрабатывают движки.
Разработчик решает множество задач, поэтому в проектах часто работают команды программистов:
- Геймплей программист – главная «рабочая лошадка». Он разрабатывает и оптимизирует код игры, реализует игровую механику, которую придумал геймдизайнер.
- Программист искусственного интеллекта разрабатывает ИИ-системы для создания умных и реалистичных врагов, союзников или неигровых персонажей, способных адаптироваться к действиям игрока.
- Сетевой программист работает с сетевым кодом, отвечает за стабильное и безопасное взаимодействие и синхронизацию данных между игроками.
- Аудио программист сводит все звуки, собранные саунд-дизайнером, соединяет их с событиями и действиями, отвечает за правильное звучание.
- Графический программист работает с графическим движком, оптимизирует графику для разных устройств, отвечает за качество картинки на экране игрока.
- UI-программист занимается версткой элементов интерфейса, нарисованных UI-художником.
- Программист инструментов разрабатывает вспомогательные программы, облегчающие работу других специалистов
Разделение на профили достаточно условно. Иногда один человек выполняет несколько задач или обязанности распределяются между разработчиками.
Полезное: Бесплатный курс «Первая игра на Unity с нуля»
Инженер по тестированию
Перед запуском игру тщательно тестируют, чтобы исправить ошибки и довести до совершенства. Этим занимается тестировщик, точнее QA-инженер.
Он проверяет игровые механики, пользовательский интерфейс, взаимодействие персонажей и объектов. Проводит нагрузочные тесты, для оценки стабильности и производительности игры.
На тестирование уходит примерно 2 месяца. Тестировщик перемещается по игре, проходит уровни, нажимает на все кнопки, заходит с разных устройств. Параллельно записывает баги, ошибки, сбои, зависания, а потом отправляет отчеты разработчикам.
С позиции тестировщика часто начинают строить карьеру в геймдеве и IT. Профессия востребована, а освоить её проще, чем программирование. А попрактиковаться в поиске багов и ошибок можно на бесплатном мини-курсе по тестированию.
Копирайтер
В геймдеве нужны специалисты, которые умеют писать тексты:
- Технический копирайтер. Составляет техническую документацию проекта для базы знаний, пользовательских инструкций. Техрайтер разбирается во всех деталях создания игры, знает профессиональную терминологию. Умеет описывать технически сложные процессы на понятном рядовым игрокам языке.
- Копирайтер с навыками SMM. Обычно начинает знакомить геймеров с новой игрой задолго до релиза. Он наполняет текстовым контентом сайт компании, сообщество ВК и других соцсетях. Регулярно публикует новости, уведомления, описания, инструкции и другую полезную информацию.
Материалы в помощь: 10 видов копирайтинга, Как стать копирайтером с нуля
Игровой маркетолог
Даже яркая и интересная игра не дойдет до геймера и не выдержит конкуренции, если после выхода на рынок пустить её на самотек. После тестирования и релиза работа над проектом продолжается, подключаются другие специалисты.
Гейм-маркетолог
Маркетолог начинает работу ещё на стадии планирования, продолжает во время разработки и после релиза, решая ряд важных задач:
- На этапе подготовки исследует рынок видеоигр, анализирует конкурентов, потребительские тренды, изучает потенциальную целевую аудиторию. Невозможно добиться коммерческого успеха, если сначала сделать игру, а потом думать, кто будет играть и кому её продавать.
- Продумывает, как отстроиться от конкурентов – в чем отличие игры от множества похожих, чем она запомнится игроку.
- Разрабатывает маркетинговую стратегию – составляет план действий по продвижению игры и увеличению прибыли компании.
- После запуска игры управляет каналами привлечения игроков, включая рекламные кампании, социальные сети, SEO, партнерские программы, инфлюенсеров и другие каналы. Распределяет между ними бюджет.
Иногда в компаниях работают отделы маркетологов, где функции специалистов разделяют. Например, SMM-маркетолог продвигает игру в соц. сетях, email-маркетолог – в рассылках и автоворонках, трафик-менеджер запускает рекламные кампании в поисковых системах, соцсетях.
Игровой аналитик
Гейм-аналитик подключается после тестирования и запуска игры и решает 2 глобальные задачи:
- Выявляет слабые места.
- Находит точки роста проекта.
Для этого он собирает, анализирует и интерпретирует данные, связанные с поведением игроков, игровой экономикой. Потом готовит отчеты и рекомендации для разработчиков.
Аналитические данные в цифрах показывают, что ещё нужно докрутить и как улучшить игру, чтобы получать больше прибыли.
ASO-менеджер
Этот специалист продвигает мобильные игры в магазинах приложений типа App Store, Google Play и других:
- Исследует конкурентов в магазинах.
- Подбирает запросы, они же ключевые слова, которые вводят пользователи при поиске игры.
- Оптимизирует метаданные для улучшения ранжирования игры в поиске.
- Отслеживает метрики, связанные с игрой: загрузки, установки, рейтинги, отзывы и другие.
- Проводит тестирование разных версий метаданных.
- Тесно сотрудничает с разработчиками, маркетологами.
Основная задачи ASO-менеджера – выделить игру среди конкурентов и привлечь больше пользователей через органический поиск и рекомендации в магазинах приложений.
Локализатор
Менеджер по локализации переводит тексты, озвучку, описания игры, детали интерфейса на другие языки. Он знает культурные традиции, правовые нормы стран, переводы терминов. Умеет подбирать слова так, чтобы человек сразу понимал контекст.
Неудачная локализация может свести на нет все усилия команды. Даже отличная игра оставляет плохое впечатление и получает отрицательные отзывы из-за корявого перевода.
Комьюнити менеджер
Посредник между игроками и разработчиками. Он развивает и поддерживает игровое сообщество, выстраивает коммуникации через соцсети, форумы, официальный сайт:
- Взаимодействует с игроками. Отвечает на вопросы, решает проблемы, предлагает подсказки, собирает информацию об ошибках и отзывы.
- Составляет контент-план. Создает ТЗ копирайтеру. Распространяет обучающие или развлекательные материалы, анонсирует события, обновления.
- Модерирует сообщество. Поддерживает положительную и безопасную обстановку для всех участников. Рассматривает жалобы, разрешает спорные ситуации и конфликты.
- Участвует в мероприятиях. Организует турниры, стримы, конкурсы. Представляет игру на выставках, конференциях.
- Взаимодействует с разработчиками. Передает отзывы, предложения, идеи, высказанные игроками. Помогает команде понять потребности и ожидания игрового сообщества.
Основная цель комьюнити менеджера – удержать игроков, сформировать положительный имидж игры и команды разработчиков, стимулировать обмен опытом геймеров внутри сообщества.
Управленцы
По мере роста студии и увеличения числа сотрудников команде требуются специалисты по управлению, иначе слаженная работа может превратиться в хаос.
Продюсер
Главный руководитель проекта. Он отвечает за коммерческий результат и контролирует проект со всех сторон.
Полный список задач игрового продюсера составить невозможно, вот некоторые направления работы:
- Планирование. Намечает основные этапы разработки, составляет расписание, устанавливает сроки выполнения.
- Бюджетирование. Утверждает общий бюджет проекта и отслеживает выполнение.
- Работа с командой. Контролирует, поддерживает участников, отвечает за общее видение игры у всех разработчиков.
- Управление рисками. Анализирует и прогнозирует возможные проблемы в разработке проекта, принимает меры для их устранения.
- Маркетинг. Вместе с маркетологом разрабатывает стратегию продвижения игры, участвует в создании рекламных материалов и определяет способы привлечения игроков.
- Контроль качества. Отслеживает тестирование игры, оценивает качество перед релизом.
- Анализ и планирование продаж. Исследует конкурентную ситуацию, разрабатывает стратегию продаж и делает прогнозы по доходам.
Часто роль продюсера берет на себя участник команды, например, геймдизайнер. Но иногда специалиста приглашают со стороны.
По сути, продюсер нужен игровому проекту, чтобы программисты, художники, дизайнеры спокойно занимались своим делом, не отвлекаясь на вопросы, не связанные с разработкой игры.
Проектный менеджер
В отличие от продюсера проджект-менеджер не отвечает за весь проект целиком. Он фокусируется на отдельных направлениях, например:
- Ставит задачи участникам проекта, контролирует исполнение.
- Следит за соблюдением дедлайнов.
- Распределяет нагрузку между участниками.
- Быстро реагирует, когда что-то идет не по плану.
- Регулирует сроки реализации.
В маленьких командах задачи проджект-менеджера берет на себя продюсер.
Лид
Это не профессия, а скорее руководящая должность – ведущий специалист отдела. Он «от и до» знает детали проекта на каждом этапе, выполняет управленческие функции, проверяет и принимает работу сотрудников и отвечает за результат группы.
Арт-лид организует художников, ведущий программист руководит отделом разработчиков, ведущий геймдизайнер координирует работу дизайнеров.
Подведем итоги: список из 42 профессий в геймдеве
В геймдеве работают специалисты разных профессий и направлений. Войти в игровую индустрию сумеют и технари, и гуманитарии, и творческие люди.
В маленьких командах один человек играет несколько ролей, ему понадобиться больше знаний и разносторонних навыков. Крупные компании больше ценят узконаправленных специалистов с глубокими знаниями в своей теме. В таблице ниже составлен полный список геймдев-профессий.
Что ещё почитать:
На странице может сдержаться реклама. Информация о рекламодателях по ссылкам в статье.








